Разработка фирменного логотипа. Создание фирменного знака от профессиональных дизайнеров
RU EN

Разберемся в терминологии: разработка логотипа или фирменного знака?
Разберемся в терминологии: разработка логотипа или фирменного знака?

В обиходе часто употребляются разные варианты терминов, которые обозначают логотип. Потенциальные клиенты, собираясь заказать логотип в рекламном агентстве, иногда не совсем правильно понимают это понятие, называя его то логотипом, то брендом, то торговой маркой, то товарным знаком, то фирменным знаком.

Особых проблем в этом нет, так как уже в течение нескольких минут обсуждения заказа, наши специалисты способны четко выяснить, что же на самом деле нужно клиенту. Однако мы хотели бы позволить себе внести некоторую ясность в терминологию, чтобы нашим потенциальным клиентам было удобнее разобраться, что именно скрывается за теми или иными профессиональными терминами.

Между этими терминами существуют некоторые различия. Слово «логотип» возникло благодаря греческому «λόγος» (слово) и «τύπος» (отпечаток). Раньше так называли литеры наиболее употребительных слов и слогов в ручном типографском наборе. Сейчас под понятием «логотип» правильно понимать оригинальное графическое начертание фирменного наименования. А под фирменным знаком — уникальный идентификационный графический элемент бренда. Фирменный знак может использоваться как отдельно, так и вместе с фирменным начертанием. Так, мы можем часто встретить фирменные знаки Nike, Apple отдельно от наименования компании.

В российском патентном законодательстве нет таких терминов, как «логотип» и «фирменный знак». В России при регистрации графического элемента используются термины «товарный знак» и «знак обслуживания». Именно эти понятия защищаются специальным разделом Гражданского Кодекса РФ, посвященным охране и защите прав интеллектуальной собственности.

В чем же разница юридических терминов «товарный знак» и «знак обслуживания»? Такая терминология принята в Российской Федерации и некоторых других государствах СНГ. Эти понятия появились в Гражданском Кодексе РФ по наследству от законодательства СССР.

В соответствии со статьей 1477 ГК РФ товарный знак — это «обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». На него признается «исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак». В соответствии с той же статьей знак обслуживания — это «обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг». Получается, что эти термины различаются по назначению регистрации: одно необходимо для индивидуализации товаров, другое — для индивидуализации услуг.

Разберемся в терминологии: разработка логотипа или фирменного знака?

Виды товарных знаков

Гражданский Кодекс РФ (ст. 1482) предусматривает несколько видов товарных знаков:

  • Словесные – это самый распространенный вид товарного знака. Как ни странно, около 80% существующих знаков составляют именно словесные. К этому виду относятся, например, все шрифтовые обозначения компаний, продуктов и услуг (слова, предложения, набор букв).
  • Изобразительные – это знаки, декоративные элементы, символы, гербы. Процент товарных знаков этого вида составляет примерно 5%.
  • Объемные – используются при изготовлении фирменной упаковки или непосредственно товара, что помогает потребителю определить производителя.
  • Другие обозначения или их комбинации – к этому виду относятся, например, сочетания словесного и изобразительного знаков. Многие люди часто называют этот вид логотипом, что не совсем верно.

    Помимо основных видов товарных знаков, можно зарегистрировать и звуковые, обонятельные, голографические товарные знаки. Но это встречается достаточно редко.

Регистрирация товарного знака

Многие владельцы бизнеса задаются вопросом, зачем нужно регистрировать товарный знак. К примеру, часто случаются такие ситуации, когда компания уже долгое время работает на рынке под одним названием, которое так и не было зарегистрировано. И все вроде бы хорошо, бизнес идет успешно, прибыль растет, качество товара прекрасное. Но в этом случае компания может пострадать от недобросовестной конкуренции, ведь товарный знак этой компании может зарегистрировать на себя любое физическое или юридическое лицо, к тому же присвоить репутацию и торговую марку.

Из этого следует, что незарегистрированный товарный знак, а также производимые под ним товары и предоставляемые компанией улуги, могут быть уязвимыми. При государственной регистрации же товарного знака предприниматель получает на него исключительное право, которое подтверждается свидетельством. Исключительное право на знак закрепляется за владельцем таким образом, что никто другой не будет иметь права ставить этот знак (или сходный) на товары или услуги, для которых он регистрировался.

Кто может подать заявку на регистрацию товарного знака? Подать заявку на регистрацию товарного знака может только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Физическое лицо не может быть допущено к подаче заявки на регистрацию товарного знака.

Можно ли зарегистрировать в качестве товарного знака имя и фамилию? Случаи регистрации фамилии и имени в качестве товарного знака довольно часто встречаются в патентной практике. А чаще всего это относится к известным людям: певцам, актерам, спорстменам и другим медийным личностям. Владельцем «именного» товарного знака может быть не только человек, чьи имя и фамилия будут зарегистрированы (в этом случае заявителю необходим статус ИП), а также юридическое лицо (для этого необходимо предоставить согласие от носителя соответствующих имени и фамилии заверенное нотариально).

Регистрация товарного знака на индивидуального предпринимателя не изветного широкой публике возможна только в случае, когда фамилия считается довольно редкой. В противном случае фамилия может включена в состав товарного знака, только без закрепления единоличного использования одним лицом.

Где можно зарегистрировать товарный знак? В Российской Федерации регистрацию товарных знаков осуществляет Федеральное патентное ведомство «РОСПАТЕНТ». Знак, зарегистрированный в Роспатенте будет охраняться только на территории РФ.

Из каких этапов состоит процедура регистрации? Процедура регистрации товарного знака может занимать от 10 до 16 месяцев. Для регистрации товарного знака необходимо подать заявку, оформленную в соответствии с нормативными требованиями.

Важно отметить, что перед подачей заявки на регистрацию товарного знака необходимо предварительно выполнить патентную проверку его уникальности и определить к какому классу предоставляемых услуг будет относится товарный знак.

Какой процесс регистрации товарного знака? Регистрация товарных знаков обычно включает два этапа: Формальная экспертиза, которая предполагает проверка комплекта документов, корректность оплаты пошлины. Если все документы оформлены правильно, то выносится решение о принятии заявки к рассмотрению. В том случае, если материалы оформлены не совсем корректно, выносится постановление о проведении дополнительной формальной проверки. 

На втором этапе проводится экспертиза охраноспособности заявленного на регистрацию обозначения. Итогом этой проверки могут быть 2 результата: решение о регистрации товарного знака или уведомление о «предварительном отказе» (отказ можно оспорить в течение 6 месяцев).

На какой срок регистрируется товарный знак? Свидетельство на товарный знак действительно в течение 10 лет и по истечению этого срока оно может многократно продлеваться.

Разберемся в терминологии: разработка логотипа или фирменного знака?

Предупредительная маркировка

Предупредительная маркировка позволяет информировать общественность о том, что товарный знак зарегистрирован, охраняется законом и для его использования необходимо согласие владельца.

Символом охраны товарного знака по ГК РФ является латинская буква «R» или ®. Об охраняемом статусе товарного знака может говорить и подпись «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак». Эти обозначения используются лишь для предупреждения, правообладатель может использовать их по желанию. Также часто можно встретить обозначение ™ (от англ. trade mark), но в России эта маркировка не имеет правовой защиты.

Помимо буквенного сочетания "ТM" в мировой практике можно встретить и такую маркировку, как "SM", что является сокращением от service mark. Такое обозначение используется при регистрации услуг. Можно увидеть и такие обозначения, как "Registered Trademark", "Marque deposee", "Marca registrada".

Разберемся в терминологии: разработка логотипа или фирменного знака?

Товарные знаки с особым статусом

Существует несколько видов товарных знаков с особым статусом:

Коллективный знак чаще всего относится к зонтичному бренду или группе предприятий. Такой знак помогает потребителю определить товары, обладающие едиными характеристиками и производимые/реализуемые лицами входящими в ассоциацию предприятий. Предприятие, использующее коллективный знак, может в том числе пользоваться и своим собственным товарным знаком. Коллективный товарный знак охраняется в соответствии со ст. 1510 IV части ГК РФ и право на него не может быть отчуждено.

Общеизвестный товарный знак — это товарный знак, который стал широко известным на территории РФ. Товарный знак признается общеизвестным в соответствии со ст. 1508 IV части ГК РФ и действует бессрочно. Одним из основных показателей общеизвестности является результат проведённого специализированной организацией независимого социологического опроса. На сегодняшний день в нашей стране насчитывается всего лишь 200 общеизвестных товарных знаков.